дедушка фрейд бы обрадовался, получив меня на свою койку (с)
30.01.2014 в 15:29
Пишет _джон:30.10.2013 в 15:43
Пишет dzianta:Мета: Психологические профили Дина и Сэма Винчестеров
Автор: candygramme
Ссылка на оригинал: Meta: Psychological profiles of the Winchester brothers
Перевод: dzianta
Бета: I, Kryssa
Примечания переводчика:
1). Перевод сделан на ФБ-2013.
2). Перевод названий серий взят отсюда.
читать дальшеВ начале сериала Дин Винчестер кажется легко идущим по жизни бездельником, в чем-то безрассудным, не заботящимся ни о чем, ни к кому не прислушивающимся, бабником. С развитием первого сезона и установлением канона мы начинаем узнавать о нем больше, и к сегодняшнему дню можем точно видеть, насколько на самом деле поврежден характер этого персонажа.
Существует название тому, что сделало Дина таким: парентификация*
Существует три типа парентификации:
1. Эмоциональная парентификация
Происходит в том случае, если на ребенка возлагается обязанность заботиться о взрослом и удовлетворять его эмоциональные потребности. Некоторыми примерами эмоциональной парентификации могут служить: заверение родителя, что все будет хорошо, когда он расстроен; защита родителя от эмоциональных последствий их действий; подстраивание своего поведения под эмоциональные нужды родителя. Такой тип парентификации также иногда называют "эмоциональным инцестом".
2. Инструментальная (физическая) парентификация
От ребенка ожидается забота о физических потребностях, таких как: работа по дому, забота о младших братьях и сестрах и выполнение обязанностей родителя.
3. Нарциссическая парентификация
Нарциссическая парентификация происходит, если на ребенка возлагается обязанность соответствовать родительским идеализированным представлениям. Это вызывает в ребенке развитие компульсивного перфекционизма в ущерб развитию врожденных способностей. В качестве своего рода псевдоидентификации ребенок вынужден приобрести характеристики идеального родительского представления.
Надеюсь, мы все согласимся, что в случае Дина имеет место довольно интенсивная инструментальная парентификация с возможным наложением (хотя это скорее фанон, чем канон) на эмоциональную парентификацию. Думаю, что зашивание ран отца после охоты может привести к чему-либо подобному, и у нас есть достаточно доказательств того, что такое действительно случалось в молодости Дина. Добавим к этому то, как Джон Винчестер навязывал свои ценности и суждения своим сыновьям, и получим полный набор!
Выросшие парентифицированные дети проходят через следующее:
a: Страх, что они не способны в достаточной мере отвечать собственным ожиданиям и запросам
b: Низкая самооценка
c: Ощущение оторванности от своего реального я
d: Ощущение некомпетентности
e: Недооценка уровня собственного интеллекта
f: Переоценка важности других
g: Стыд, чувство вины, беспокойство, депрессия
h: Ощущение себя ребенком, неспособным быть взрослым
i: Принятие на себя роли попечителя
j: Трудоголизм
k: Созависимость/принятие слишком большой ответственности
l: Не находящие выхода злость и возмущение
m: Сложности в формировании и поддерживании романтических отношений
"Определение контекстуальных признаков парентификации является одной из стадий развития ребенка. Чем раньше и чем в более неподходящем возрасте на ребенка накладываются обязанности попечителя (к примеру, перекладывание на шестилетнего ребенка обязанности присматривать за братом или сестрой без помощи родителей), тем более разрушительными будут последствия. У маленьких детей просто нет достаточного количества внутренних или внешних ресурсов для того, чтобы справиться с попечительскими задачами - они приобретают их с возрастом. Более того, нарушения в согласовании задач ранних основных стадий развития (к примеру, формирования надежной связи с первичным опекуном, исследования окружающей среды) из-за чрезмерной сложности приспособления к родительской фигуре влияют на освоение последующих задач".
Грегори Юркович, "Потерянное детство: положение парентифицированного ребенка".
Итак, с тех самых пор, как в четыре года Дин услышал "Вынеси брата наружу как можно быстрее - и не оглядывайся. Давай, Дин! Беги!" он начал свою долгую одинокую дорогу в парентификацию. Именно тогда началась боль Дина. Он заботился о Сэме и пришел к мнению, что это и есть его роль; более того, он также приобрел необходимость быть идеальным в глазах отца. К моменту событий, показанных в пилоте, неудивительно, что исчезновение Джона выбило почву у него из-под ног. Само существование Дина основывалось на том, что было резко выдернуто из его жизни - на отце. Удивительно ли, что после этого он двинулся к тому единственному, что у него осталось - к ребенку, которого он вырастил. К Сэму Винчестеру.
По-настоящему хороший пример нарушенной самооценки Дина зритель получает из первых рук в серии "Нечто злое" ("Something Wicked"):
"Отец просто... схватил нас и отправился. Оставил нас у пастора Джима в трех часах езды; когда он вернулся в Форт Дуглас, Штрига уже исчезла, ее больше не было. И больше ни разу не появлялась - до этого момента. Знаешь, отец никогда... не говорил об этом снова. Я не спрашивал. Но он... он смотрел на меня иначе. И знаешь? Так было даже хуже. Нет, я не виню его. Он дал мне приказ, а я его не послушал. Из-за меня ты чуть не погиб."
В одной этой фразе он показывает одновременно и свое чувство некомпетентности, и стыд за ошибку, которую он записал на свой счет - или, скорее, которая была возложена на него отцом.
Следующее предложение показывает, насколько огромный груз он несет на своих плечах:
"Дело не в тебе, Сэм! Это я облажался, ладно? Это моя вина. Не сосчитать, сколько детей пострадало из-за меня."
Каждая ошибка, каждая смерть с того момента - все лишь из-за того, что в девять лет он почувствовал, что ему нужно сбежать от ответственности на полчаса.
Не находящие выхода возмущение и злость мы видели, когда Дин, ведомый горем и яростью, начал крушить Импалу - свою детку - в серии "Все любят клоуна" ("Everyone Loves a Clown").
Есть явные свидетельства тому, что Дин не может поддерживать романтические отношения - за исключением тех квазиромантичных, что есть у них с Сэмом. В серии "Кроатон" ("Croatoan") об этом прямо говорится в диалоге братьев, ожидающих, что Сэм заразится вирусом:
Сэм: Дин, я болен. Для меня все кончено, но для тебя - совсем не обязательно.
Дин: Нет?
Сэм: Нет. Ты можешь идти дальше.
Дин: А кто сказал, что я хочу этого?
Сэм: Что?
Дин: Я устал, Сэм. Устал от этой работы... от этой жизни. Этот вес у меня на плечах... Чувак, я устал.
Сэм: И что, вот так просто сдашься? Просто ляжешь и умрешь? Слушай, Дин, я понимаю, что вся эта история с папой...
Дин: Нет. Дело не в отце. В смысле, частично и в нем, конечно, но...
К сожалению, в этом месте их прервали, и мы так и не услышали того, что хотел сказать Дин - но довольно очевидно, что он думал о том, что может потерять Сэма, а также об огромной ответственности на его плечах. Этого достаточно, чтобы он хотел сдаться.
Итак, вот каким Дин Винчестер себя видит: навсегда обреченным быть ответственным за все трагедии мира. Почему так?
Давайте взглянем на часть монолога Дина над могилой Джона Винчестера в серии второго сезона "Что есть и чему никогда не бывать" ("What Is and What Should Never Be").
Ты бы сказал: "Нужно поймать джинна. Он тебя сюда отправил, он и вытащит обратно. Твое счастье против жизней всех этих людей? Не сопоставимо".
Поэтому Дин делает именно это. Он спасает людей, заботится о Сэмми, ведь он так запрограммирован. На данный момент я не могу представить каких-либо изменений в характере Дина, потому что он уже такой, каким должен быть.
Перенесите это на текущую обстановку и учтите его уверенность, что у него есть обязанности перед Сэмом. Дин прошел долгий путь, но он все еще запрограммирован заботиться о Сэме и видит его как свою путеводную звезду. Он считает, что не сумел защитить своего брата от опасности прохождения этих испытаний - поэтому он против, а совсем не потому, что не доверяет брату, как полагает Сэм; причина в уверенности, что снова не смог сделать то, что должен. Дину кажется, что он провалил свою самую важную задачу - защищать своего младшего брата.
Большинство родителей признает, что трудно принять тот момент, когда ребенок становится независимым. Мы отпускаем, да, но это отступление дается совсем не легко. Возможно, Дин также может это сделать, но это будет тяжелой задачей.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка ребенок-солдат определяется следующим образом: "любой ребенок - мальчик или девочка - не достигший 18 лет, являющийся частью любого типа регулярных или нерегулярных вооруженных сил или вооруженных групп в любом качестве..."
Сэм Винчестер не подвергся парентификации так, как его старший брат, что позволило ему избежать большей части того чувства вины, которые всегда было присуще Дину - в основном благодаря заботе старшего брата. Тем не менее, нельзя отрицать, что в детстве он подвергался множеству таких вещей, которых любой ребенок должен избегать, чтобы вырасти в здорового взрослого. Сэм показывал симптомы посттравматического стрессового расстройства еще до того, как Джессика сгорела на потолке на его глазах.
Симптомы ПТСР:
1. Симптомы повторного переживания:
- флешбеки - травмирующее событие переживается снова и снова; сопровождается физическими симптомами, такими как: ускоренное сердцебиение, повышенное потоотделение;
- кошмары;
- пугающие мысли.
Симптомы повторного переживания могут вызвать проблемы в повседневной жизни человека. Спусковым крючком могут послужить мысли и чувства самого человека. Слова, объекты или ситуации, напоминающие о травмирующем событии, также могут запустить повторное переживание.
2. Симптомы избегания:
- стремление избегать места, события или объекты, которые напоминают о пережитом опыте;
- эмоциональная притупленность;
- ощущение сильной вины, депрессии или беспокойства;
- потеря интереса к действиям, которые вызывали положительные эмоции в прошлом;
- сложности при вспоминании травмирующего события.
То, что напоминает человеку о травмирующем событии, может вызвать симптомы избегания, которые, в свою очередь, повлекут за собой изменения в его или ее привычном распорядке действий). К примеру, после тяжелой автомобильной катастрофы водитель может начать уклоняться от управления машиной или избегать садиться в машину.
3. Симптомы повышенной возбудимости:
- человек легко срывается;
- напряженность, сверхбдительность, преувеличенные реакции;
- повышенная раздражительность, вспышки гнева или взрывные реакции;
- трудности с засыпанием (или бессонница).
Симптомы повышенной возбудимости обычно постоянны, в отличие от симптомов избегания, которые включаются чем-то, что напоминает о травмирующем событии. Человек чувствует себя в перманентном напряжении, он испытывает злость. Эти симптомы осложняют обычные повседневные действия - к примеру, сон, прием пищи, влияет на концентрацию.
Пилотная серия подтверждает то, что Сэм определенно уклоняется - он уехал в Стэнфорд и отрезал как Джона, так и Дина от своей жизни почти на четыре проведенные там года. Об этом времени мы знаем немного, разве что о его ненависти к Хеллоуину - и у него имелись на то причины! Вся его жизнь до Стэнфорда была одним непрекращающимся Хеллоуином. ПТСР воздействовало на взросление Сэма, но это еще не все.
Проводя целые дни только с одним не намного старше его братом, Сэм быстро научился манипулировать Дином. Это можно увидеть в инциденте с хлопьями "Lucky Charms", показанным в серии "Нечто злое" ("Something Wicked"). Дин как мог защищал Сэма от того, что кроется в ночи, но он не мог оградить его от собственного отца и от того, что Джон Винчестер готовил для сына. В пилотной серии мы слышим такой диалог:
Дин: Да ладно тебе. Ну да, не все было просто, но не настолько же плохо.
Сэм: О, да. Когда я сказал отцу, что боюсь того, что прячется в моем шкафу, он дал мне пушку!
Дин: А что он, по-твоему, должен был сделать?
Сэм: Мне было девять! Он должен был сказать мне, чтобы я не боялся темноты.
Дин: Не бояться темноты? Шутишь? Конечно, надо бояться темноты! Ты же знаешь, что в ней кроется.
Ральф Уолдо Эмерсон сказал: "Мужчины таковы, какими их сделали матери".
К несчастью для Сэма, он ничего не успел получить от Мэри, никаких средств для обучения и становления, а также и множества других вещей, которым мама учит маленького сына:
a: Сопереживание - понимание, как чувствует себя другой человек. Дину было сказано вырасти и заботиться о Сэме, поэтому вместо того, чтобы пытаться понимать, как может чувствовать себя Дин, когда Сэм его изматывал, Сэм очень рано научился эксплуатировать брата.
b: Безопасное убежище - в возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети учатся исследовать свое окружение отдельно от первичного опекуна. Важно, чтобы у них оставалась безопасная гавань, в которую они могли бы вернуться в случае необходимости. У Сэма были не намного старший Дин и помешанный на своей войне отец, поэтому ничего не могло компенсировать отсутствие матери.
c: Знать, когда надо отпустить - как правило, мамы позволяют сыновьям развивать свои независимые навыки в своем темпе. Дин ДО СИХ ПОР не знает, когда надо отпустить, и в какой-то степени Сэм заперт в этой созависимости.
d: Признание эмоций - общество дает ясный посыл, что мальчики не должны плакать или бояться. Сэм же скорее получил бы от отца пистолет, чем утешение, в котором он нуждался.
Итак, в чем-то Сэм эмоционально сформирован слабее, чем обычный взрослый, поэтому менее восприимчив. Он хорошо понимает боль, злость и желание отомстить - этому он научился от отца, единственного взрослого, который был рядом на протяжении его детства. Но без вклада матери или общения с любой учительницей/опекуном-женщиной дольше, чем неделю-две, он не сумел по-настоящему развить в себе сопереживание, которое могло бы помочь ему избежать ранить других - особенно своего брата. Помимо Джона, остальные взрослые опекуны были мужчинами-охотниками - Бобби, пастор Джим, Калеб - но ни одной женщины. Мы видим несколько примеров этой глухоты к чувствам других в серии "Обратная сторона Луны" ("Dark Side of the Moon").
Дин: Постой - заигрывания с девчонкой с брекетами для тебя памятный момент?
Сэм: Дин, мне было одиннадцать. Это был мой первый настоящий День Благодарения.
Дин: В смысле? Мы каждый год праздновали День Благодарения!
Сэм: У нас были чипсы, а потом отец отрубался на диване.
С развитием сцены мы видим не только то, что самые счастливые воспоминания Сэма связаны с побегом из Семейного Дела Винчестеров, но и то, что он на самом деле и не задумывался о том, как влияли его поступки на Дина:
Сэм: Я две недели был один. Питался одними чипсами и газировкой.
Дин: Круто.
Сэм: Что?
Дин: Ты не помнишь, да? Ты сбежал от меня. Я везде тебя искал, думал, что ты умер. А когда папа вернулся домой...
Сэм: Слушай, Дин, прости, я никогда не думал об этом в таком свете.
И чуть позже:
Дин: Постой минутку. Серьезно? Это та ночь, когда ты бросил нас ради Стэнфорда, верно? Вот так ты себя представляешь рай? Круто. Для меня это была одна из худших ночей в жизни.
Сэм: Я не могу этим управлять.
Дин: Правда? В смысле, это действительно счастливое воспоминание для тебя?
Сэм: Не знаю. Я был сам по себе и наконец-то ушел от отца.
Дин: И не только от него.
Сэм: Дин, слушай, я просто...
Дин: Да-да, знаю - никогда не думал об этом в таком свете.
Сэм: Дин...
Дин: Да ладно тебе! Твой рай - чужой День Благодарения. Ты отказываешься от своей семьи. Что ты хочешь, чтобы я сказал?
Сэм: Мое детство - это не срезанные с сандвичей корочки! Я отношусь к семье не так, как ты.
Дин: Да, но я - твоя семья. Мы должны быть одной командой. Ты и я против целого мира, верно?
Сэм: Дин, но так оно и есть.
Дин: Правда?
Помните, в серии "Метаморфозы" ("Metamorphosis") Дин сказал: "Если бы я не знал тебя, я бы подумал, что на тебя нужно охотиться"?
Давайте также не будем забывать, что в серии "Восстание Люцифера" ("Lucifer Rising") Сэм совершенно спокойно ранит тушку демона, даже несмотря на то, что демон позволяет бедной девушке все чувствовать. В итоге он выпивает ее кровь, чтобы быть в силах убить Лилит.
Даже не учитывая того, что убийство Лилит оказалось настоящей субъективной ошибкой, желание Сэма убить ее основывалось на необходимости спасти мир, остановив апокалипсис. Сэм шел напролом, не задумываясь обо всех причиненных мучениях и боли для тех, кто оказался рядом, потому что он свято верил, что цель того стоила.
Таким образом, я хочу сказать, что Сэм Винчестер - это мужчина, который вырос без тех преимуществ, что могла дать ему мать. Он умный человек, что явно отражено в сериале, и он научился защищать себя от некоторых эффектов, которые причинило ему ПТСР в раннем детстве, но не совсем научился сочувствию и сопереживанию другим. Его ощущение правильного и неправильного в чем-то развито не так сильно, как у большинства, потому что у него не было позитивного примера в молодости, но зато было много всего другого. Это привело к тому, что он поверил, что цель оправдывает средства; в свою очередь это привело к тому, что он позволил Руби манипулировать собой, стал пить демонскую кровь и в итоге начал апокалипсис. Он субъективен, но без того вклада, что дали ему опекуны на ранних стадиях развития, его чувство правильного и неправильного концентрируется лишь на полной картине и не принимает в расчет всю ту боль, что может быть причинена в процессе.
Не думайте, что я хочу показать Сэма с отрицательной стороны. Я люблю Сэма, и сейчас он постепенно учится преодолевать результаты своего воспитания. В начале сериала Сэм всегда казался мне полным ярости, часто проявляя это в пассивно-агрессивной форме ("леденцы и конфетки", ага?). После того, через что он прошел, он справляется с этим, но до сих пор пассивная агрессия порой является его основным способом выразить свои эмоции. Очевидно, что он любит Дина и восхищается им, но все равно остается его вредным младшим братом, и - на мой взгляд - это тоже часть его привлекательности.
URL записиАвтор: candygramme
Ссылка на оригинал: Meta: Psychological profiles of the Winchester brothers
Перевод: dzianta
Бета: I, Kryssa
Примечания переводчика:
1). Перевод сделан на ФБ-2013.
2). Перевод названий серий взят отсюда.
читать дальшеВ начале сериала Дин Винчестер кажется легко идущим по жизни бездельником, в чем-то безрассудным, не заботящимся ни о чем, ни к кому не прислушивающимся, бабником. С развитием первого сезона и установлением канона мы начинаем узнавать о нем больше, и к сегодняшнему дню можем точно видеть, насколько на самом деле поврежден характер этого персонажа.
Существует название тому, что сделало Дина таким: парентификация*
Существует три типа парентификации:
1. Эмоциональная парентификация
Происходит в том случае, если на ребенка возлагается обязанность заботиться о взрослом и удовлетворять его эмоциональные потребности. Некоторыми примерами эмоциональной парентификации могут служить: заверение родителя, что все будет хорошо, когда он расстроен; защита родителя от эмоциональных последствий их действий; подстраивание своего поведения под эмоциональные нужды родителя. Такой тип парентификации также иногда называют "эмоциональным инцестом".
2. Инструментальная (физическая) парентификация
От ребенка ожидается забота о физических потребностях, таких как: работа по дому, забота о младших братьях и сестрах и выполнение обязанностей родителя.
3. Нарциссическая парентификация
Нарциссическая парентификация происходит, если на ребенка возлагается обязанность соответствовать родительским идеализированным представлениям. Это вызывает в ребенке развитие компульсивного перфекционизма в ущерб развитию врожденных способностей. В качестве своего рода псевдоидентификации ребенок вынужден приобрести характеристики идеального родительского представления.
Надеюсь, мы все согласимся, что в случае Дина имеет место довольно интенсивная инструментальная парентификация с возможным наложением (хотя это скорее фанон, чем канон) на эмоциональную парентификацию. Думаю, что зашивание ран отца после охоты может привести к чему-либо подобному, и у нас есть достаточно доказательств того, что такое действительно случалось в молодости Дина. Добавим к этому то, как Джон Винчестер навязывал свои ценности и суждения своим сыновьям, и получим полный набор!
Выросшие парентифицированные дети проходят через следующее:
a: Страх, что они не способны в достаточной мере отвечать собственным ожиданиям и запросам
b: Низкая самооценка
c: Ощущение оторванности от своего реального я
d: Ощущение некомпетентности
e: Недооценка уровня собственного интеллекта
f: Переоценка важности других
g: Стыд, чувство вины, беспокойство, депрессия
h: Ощущение себя ребенком, неспособным быть взрослым
i: Принятие на себя роли попечителя
j: Трудоголизм
k: Созависимость/принятие слишком большой ответственности
l: Не находящие выхода злость и возмущение
m: Сложности в формировании и поддерживании романтических отношений
"Определение контекстуальных признаков парентификации является одной из стадий развития ребенка. Чем раньше и чем в более неподходящем возрасте на ребенка накладываются обязанности попечителя (к примеру, перекладывание на шестилетнего ребенка обязанности присматривать за братом или сестрой без помощи родителей), тем более разрушительными будут последствия. У маленьких детей просто нет достаточного количества внутренних или внешних ресурсов для того, чтобы справиться с попечительскими задачами - они приобретают их с возрастом. Более того, нарушения в согласовании задач ранних основных стадий развития (к примеру, формирования надежной связи с первичным опекуном, исследования окружающей среды) из-за чрезмерной сложности приспособления к родительской фигуре влияют на освоение последующих задач".
Грегори Юркович, "Потерянное детство: положение парентифицированного ребенка".
Итак, с тех самых пор, как в четыре года Дин услышал "Вынеси брата наружу как можно быстрее - и не оглядывайся. Давай, Дин! Беги!" он начал свою долгую одинокую дорогу в парентификацию. Именно тогда началась боль Дина. Он заботился о Сэме и пришел к мнению, что это и есть его роль; более того, он также приобрел необходимость быть идеальным в глазах отца. К моменту событий, показанных в пилоте, неудивительно, что исчезновение Джона выбило почву у него из-под ног. Само существование Дина основывалось на том, что было резко выдернуто из его жизни - на отце. Удивительно ли, что после этого он двинулся к тому единственному, что у него осталось - к ребенку, которого он вырастил. К Сэму Винчестеру.
По-настоящему хороший пример нарушенной самооценки Дина зритель получает из первых рук в серии "Нечто злое" ("Something Wicked"):
"Отец просто... схватил нас и отправился. Оставил нас у пастора Джима в трех часах езды; когда он вернулся в Форт Дуглас, Штрига уже исчезла, ее больше не было. И больше ни разу не появлялась - до этого момента. Знаешь, отец никогда... не говорил об этом снова. Я не спрашивал. Но он... он смотрел на меня иначе. И знаешь? Так было даже хуже. Нет, я не виню его. Он дал мне приказ, а я его не послушал. Из-за меня ты чуть не погиб."
В одной этой фразе он показывает одновременно и свое чувство некомпетентности, и стыд за ошибку, которую он записал на свой счет - или, скорее, которая была возложена на него отцом.
Следующее предложение показывает, насколько огромный груз он несет на своих плечах:
"Дело не в тебе, Сэм! Это я облажался, ладно? Это моя вина. Не сосчитать, сколько детей пострадало из-за меня."
Каждая ошибка, каждая смерть с того момента - все лишь из-за того, что в девять лет он почувствовал, что ему нужно сбежать от ответственности на полчаса.
Не находящие выхода возмущение и злость мы видели, когда Дин, ведомый горем и яростью, начал крушить Импалу - свою детку - в серии "Все любят клоуна" ("Everyone Loves a Clown").
Есть явные свидетельства тому, что Дин не может поддерживать романтические отношения - за исключением тех квазиромантичных, что есть у них с Сэмом. В серии "Кроатон" ("Croatoan") об этом прямо говорится в диалоге братьев, ожидающих, что Сэм заразится вирусом:
Сэм: Дин, я болен. Для меня все кончено, но для тебя - совсем не обязательно.
Дин: Нет?
Сэм: Нет. Ты можешь идти дальше.
Дин: А кто сказал, что я хочу этого?
Сэм: Что?
Дин: Я устал, Сэм. Устал от этой работы... от этой жизни. Этот вес у меня на плечах... Чувак, я устал.
Сэм: И что, вот так просто сдашься? Просто ляжешь и умрешь? Слушай, Дин, я понимаю, что вся эта история с папой...
Дин: Нет. Дело не в отце. В смысле, частично и в нем, конечно, но...
К сожалению, в этом месте их прервали, и мы так и не услышали того, что хотел сказать Дин - но довольно очевидно, что он думал о том, что может потерять Сэма, а также об огромной ответственности на его плечах. Этого достаточно, чтобы он хотел сдаться.
Итак, вот каким Дин Винчестер себя видит: навсегда обреченным быть ответственным за все трагедии мира. Почему так?
Давайте взглянем на часть монолога Дина над могилой Джона Винчестера в серии второго сезона "Что есть и чему никогда не бывать" ("What Is and What Should Never Be").
Ты бы сказал: "Нужно поймать джинна. Он тебя сюда отправил, он и вытащит обратно. Твое счастье против жизней всех этих людей? Не сопоставимо".
Поэтому Дин делает именно это. Он спасает людей, заботится о Сэмми, ведь он так запрограммирован. На данный момент я не могу представить каких-либо изменений в характере Дина, потому что он уже такой, каким должен быть.
Перенесите это на текущую обстановку и учтите его уверенность, что у него есть обязанности перед Сэмом. Дин прошел долгий путь, но он все еще запрограммирован заботиться о Сэме и видит его как свою путеводную звезду. Он считает, что не сумел защитить своего брата от опасности прохождения этих испытаний - поэтому он против, а совсем не потому, что не доверяет брату, как полагает Сэм; причина в уверенности, что снова не смог сделать то, что должен. Дину кажется, что он провалил свою самую важную задачу - защищать своего младшего брата.
Большинство родителей признает, что трудно принять тот момент, когда ребенок становится независимым. Мы отпускаем, да, но это отступление дается совсем не легко. Возможно, Дин также может это сделать, но это будет тяжелой задачей.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка ребенок-солдат определяется следующим образом: "любой ребенок - мальчик или девочка - не достигший 18 лет, являющийся частью любого типа регулярных или нерегулярных вооруженных сил или вооруженных групп в любом качестве..."
Сэм Винчестер не подвергся парентификации так, как его старший брат, что позволило ему избежать большей части того чувства вины, которые всегда было присуще Дину - в основном благодаря заботе старшего брата. Тем не менее, нельзя отрицать, что в детстве он подвергался множеству таких вещей, которых любой ребенок должен избегать, чтобы вырасти в здорового взрослого. Сэм показывал симптомы посттравматического стрессового расстройства еще до того, как Джессика сгорела на потолке на его глазах.
Симптомы ПТСР:
1. Симптомы повторного переживания:
- флешбеки - травмирующее событие переживается снова и снова; сопровождается физическими симптомами, такими как: ускоренное сердцебиение, повышенное потоотделение;
- кошмары;
- пугающие мысли.
Симптомы повторного переживания могут вызвать проблемы в повседневной жизни человека. Спусковым крючком могут послужить мысли и чувства самого человека. Слова, объекты или ситуации, напоминающие о травмирующем событии, также могут запустить повторное переживание.
2. Симптомы избегания:
- стремление избегать места, события или объекты, которые напоминают о пережитом опыте;
- эмоциональная притупленность;
- ощущение сильной вины, депрессии или беспокойства;
- потеря интереса к действиям, которые вызывали положительные эмоции в прошлом;
- сложности при вспоминании травмирующего события.
То, что напоминает человеку о травмирующем событии, может вызвать симптомы избегания, которые, в свою очередь, повлекут за собой изменения в его или ее привычном распорядке действий). К примеру, после тяжелой автомобильной катастрофы водитель может начать уклоняться от управления машиной или избегать садиться в машину.
3. Симптомы повышенной возбудимости:
- человек легко срывается;
- напряженность, сверхбдительность, преувеличенные реакции;
- повышенная раздражительность, вспышки гнева или взрывные реакции;
- трудности с засыпанием (или бессонница).
Симптомы повышенной возбудимости обычно постоянны, в отличие от симптомов избегания, которые включаются чем-то, что напоминает о травмирующем событии. Человек чувствует себя в перманентном напряжении, он испытывает злость. Эти симптомы осложняют обычные повседневные действия - к примеру, сон, прием пищи, влияет на концентрацию.
Пилотная серия подтверждает то, что Сэм определенно уклоняется - он уехал в Стэнфорд и отрезал как Джона, так и Дина от своей жизни почти на четыре проведенные там года. Об этом времени мы знаем немного, разве что о его ненависти к Хеллоуину - и у него имелись на то причины! Вся его жизнь до Стэнфорда была одним непрекращающимся Хеллоуином. ПТСР воздействовало на взросление Сэма, но это еще не все.
Проводя целые дни только с одним не намного старше его братом, Сэм быстро научился манипулировать Дином. Это можно увидеть в инциденте с хлопьями "Lucky Charms", показанным в серии "Нечто злое" ("Something Wicked"). Дин как мог защищал Сэма от того, что кроется в ночи, но он не мог оградить его от собственного отца и от того, что Джон Винчестер готовил для сына. В пилотной серии мы слышим такой диалог:
Дин: Да ладно тебе. Ну да, не все было просто, но не настолько же плохо.
Сэм: О, да. Когда я сказал отцу, что боюсь того, что прячется в моем шкафу, он дал мне пушку!
Дин: А что он, по-твоему, должен был сделать?
Сэм: Мне было девять! Он должен был сказать мне, чтобы я не боялся темноты.
Дин: Не бояться темноты? Шутишь? Конечно, надо бояться темноты! Ты же знаешь, что в ней кроется.
Ральф Уолдо Эмерсон сказал: "Мужчины таковы, какими их сделали матери".
К несчастью для Сэма, он ничего не успел получить от Мэри, никаких средств для обучения и становления, а также и множества других вещей, которым мама учит маленького сына:
a: Сопереживание - понимание, как чувствует себя другой человек. Дину было сказано вырасти и заботиться о Сэме, поэтому вместо того, чтобы пытаться понимать, как может чувствовать себя Дин, когда Сэм его изматывал, Сэм очень рано научился эксплуатировать брата.
b: Безопасное убежище - в возрасте от 18 месяцев до 2 лет дети учатся исследовать свое окружение отдельно от первичного опекуна. Важно, чтобы у них оставалась безопасная гавань, в которую они могли бы вернуться в случае необходимости. У Сэма были не намного старший Дин и помешанный на своей войне отец, поэтому ничего не могло компенсировать отсутствие матери.
c: Знать, когда надо отпустить - как правило, мамы позволяют сыновьям развивать свои независимые навыки в своем темпе. Дин ДО СИХ ПОР не знает, когда надо отпустить, и в какой-то степени Сэм заперт в этой созависимости.
d: Признание эмоций - общество дает ясный посыл, что мальчики не должны плакать или бояться. Сэм же скорее получил бы от отца пистолет, чем утешение, в котором он нуждался.
Итак, в чем-то Сэм эмоционально сформирован слабее, чем обычный взрослый, поэтому менее восприимчив. Он хорошо понимает боль, злость и желание отомстить - этому он научился от отца, единственного взрослого, который был рядом на протяжении его детства. Но без вклада матери или общения с любой учительницей/опекуном-женщиной дольше, чем неделю-две, он не сумел по-настоящему развить в себе сопереживание, которое могло бы помочь ему избежать ранить других - особенно своего брата. Помимо Джона, остальные взрослые опекуны были мужчинами-охотниками - Бобби, пастор Джим, Калеб - но ни одной женщины. Мы видим несколько примеров этой глухоты к чувствам других в серии "Обратная сторона Луны" ("Dark Side of the Moon").
Дин: Постой - заигрывания с девчонкой с брекетами для тебя памятный момент?
Сэм: Дин, мне было одиннадцать. Это был мой первый настоящий День Благодарения.
Дин: В смысле? Мы каждый год праздновали День Благодарения!
Сэм: У нас были чипсы, а потом отец отрубался на диване.
С развитием сцены мы видим не только то, что самые счастливые воспоминания Сэма связаны с побегом из Семейного Дела Винчестеров, но и то, что он на самом деле и не задумывался о том, как влияли его поступки на Дина:
Сэм: Я две недели был один. Питался одними чипсами и газировкой.
Дин: Круто.
Сэм: Что?
Дин: Ты не помнишь, да? Ты сбежал от меня. Я везде тебя искал, думал, что ты умер. А когда папа вернулся домой...
Сэм: Слушай, Дин, прости, я никогда не думал об этом в таком свете.
И чуть позже:
Дин: Постой минутку. Серьезно? Это та ночь, когда ты бросил нас ради Стэнфорда, верно? Вот так ты себя представляешь рай? Круто. Для меня это была одна из худших ночей в жизни.
Сэм: Я не могу этим управлять.
Дин: Правда? В смысле, это действительно счастливое воспоминание для тебя?
Сэм: Не знаю. Я был сам по себе и наконец-то ушел от отца.
Дин: И не только от него.
Сэм: Дин, слушай, я просто...
Дин: Да-да, знаю - никогда не думал об этом в таком свете.
Сэм: Дин...
Дин: Да ладно тебе! Твой рай - чужой День Благодарения. Ты отказываешься от своей семьи. Что ты хочешь, чтобы я сказал?
Сэм: Мое детство - это не срезанные с сандвичей корочки! Я отношусь к семье не так, как ты.
Дин: Да, но я - твоя семья. Мы должны быть одной командой. Ты и я против целого мира, верно?
Сэм: Дин, но так оно и есть.
Дин: Правда?
Помните, в серии "Метаморфозы" ("Metamorphosis") Дин сказал: "Если бы я не знал тебя, я бы подумал, что на тебя нужно охотиться"?
Давайте также не будем забывать, что в серии "Восстание Люцифера" ("Lucifer Rising") Сэм совершенно спокойно ранит тушку демона, даже несмотря на то, что демон позволяет бедной девушке все чувствовать. В итоге он выпивает ее кровь, чтобы быть в силах убить Лилит.
Даже не учитывая того, что убийство Лилит оказалось настоящей субъективной ошибкой, желание Сэма убить ее основывалось на необходимости спасти мир, остановив апокалипсис. Сэм шел напролом, не задумываясь обо всех причиненных мучениях и боли для тех, кто оказался рядом, потому что он свято верил, что цель того стоила.
Таким образом, я хочу сказать, что Сэм Винчестер - это мужчина, который вырос без тех преимуществ, что могла дать ему мать. Он умный человек, что явно отражено в сериале, и он научился защищать себя от некоторых эффектов, которые причинило ему ПТСР в раннем детстве, но не совсем научился сочувствию и сопереживанию другим. Его ощущение правильного и неправильного в чем-то развито не так сильно, как у большинства, потому что у него не было позитивного примера в молодости, но зато было много всего другого. Это привело к тому, что он поверил, что цель оправдывает средства; в свою очередь это привело к тому, что он позволил Руби манипулировать собой, стал пить демонскую кровь и в итоге начал апокалипсис. Он субъективен, но без того вклада, что дали ему опекуны на ранних стадиях развития, его чувство правильного и неправильного концентрируется лишь на полной картине и не принимает в расчет всю ту боль, что может быть причинена в процессе.
Не думайте, что я хочу показать Сэма с отрицательной стороны. Я люблю Сэма, и сейчас он постепенно учится преодолевать результаты своего воспитания. В начале сериала Сэм всегда казался мне полным ярости, часто проявляя это в пассивно-агрессивной форме ("леденцы и конфетки", ага?). После того, через что он прошел, он справляется с этим, но до сих пор пассивная агрессия порой является его основным способом выразить свои эмоции. Очевидно, что он любит Дина и восхищается им, но все равно остается его вредным младшим братом, и - на мой взгляд - это тоже часть его привлекательности.
@темы: Сериалы, Supernatural